geografia_ru (geografia_ru) wrote,
geografia_ru
geografia_ru

Categories:

ПУТЕВОДИТЕЛЬ по ЭФИОПИИ. "ЮЖНАЯ ЭФИОПИЯ". (Составитель - Владимир Асмаков)


Шашемэннэ
Следующий крупный населенный пункт на нашем пути в 250 километрах от Аддис-Абебы - город Шашемэннэ, перекресток дорог центральной Эфиопии.
Город всегда играл второстепенную роль по сравнению с более красивыми соседями Аваша (Awassa), Содо (Sodo) и Венто Генет (Wendo-Genet).
Всемирную известность город приобрел благодаря поселению растаманов.

Растаманы
Растаманами или растафари называют последователей Растафариа́нства - религиозно-политической доктрины африканского превосходства. Истоки этой доктрины уходят во времена правления царя Соломона. Как рассказывает Книга Мудрости «Кебра Нагаст», Менелик, сын Соломона от царицы Савской, привез благословение на африканскую землю.
Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви, который говорил, что нужно ожидать знамения пришествия: коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари верят, что Селассие является потомком легендарного царя Соломона и царицы Савской, и почитают его как Бога (Бога-Отца) — царя царей и мессию.
Согласно растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Иеговой (Джа) в рабство белым в наказание за грехи. Они должны жить под гнётом Вавилона - современной социально-политической системы в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в «рай на земле» - Эфиопию.

В 1948 году император Хайле Селассие подарил в окрестностях Шашемэннэ 500 гектар собственной земли переселенцам из Ямайки и других частей Карибского бассейна для их возвращения на историческую родину.
Первые переселенцы прибыли в тот же год. Постоянные поселения были образованы в 1955 году.
Во время своего визита на Ямайку в 1966 году Хайле Силассие призвал лидеров растаманов переселяться в Шашемэннэ. В последующие два года началась вторая волна переселения, когда в Эфиопию прибыло еще 2000 растаманов. В 1969 году император пожаловал растаманам гражданство Эфиопии и другие привилегии.

Отличительные черты растаманов:
•    Дредлоки — причёска из пучков волос, сбитых в колтуны. Изначально символизировала львиную гриву.
•    Символы, в форме Африканского континента, Эфиопского триколора.
•    Обрядовое курение марихуаны (не у всех направлений). Лист конопли, вопреки многим убеждениям современных людей, НЕ является символом растаманов.
•    Народные религиозные песнопения. Это музыка регги на Ямайке, калипсо - во многих других странах карибского бассейна, в Африке это музыкальные ритмы, основанные на исконной культуре барабанного боя.
•    Соблюдение особого поста, именуемого Айтал (Ital).
•    Неприятие Царствия Вавилона — прагматической цивилизации угнетателей, царства лжи и пороков, которое, в конце концов, падёт от руки Господа. Метафизической оппозицией Вавилону является Сион, располагающийся на территории Эфиопии.

Дредлоки (англ. dreadlocks — устрашающие локоны) — традиционная причёска ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос причёска формируется естественным образом без расчёсывания и укорачивания ножницами.
Возникновение причёски относят ко второму тысячелетию до н. э. В разное время дреды были характерны для кельтов, древних германцев, для некоторых народов Тихого океана, для ацтеков, а также для представителей отдельных направлений основных религий (иудейские назореи, индуистские саду, исламские дервиши, христиане-копты).
Сам термин dreadlocks возник на Ямайке в 50-х годах XX века, когда причёска стала популярна в одной из сект растафари. Свалявшиеся локоны шокировали публику, которая окрестила их «дрэдлокс» (жуткие локоны, патлы). Растафари подхватили новое слово, называя себя «Дрэдлок», «Дрэд» или же «Натти Дред» («натти» — искаж. англ. «курчавый», презрительное прозвище чернокожего, вывернутое растафари наизнанку).
Многие растафари считают ношение дредов прямым следованием одной из заповедей назорейства. По их мнению, эта древняя причёска, напоминающая гриву льва, должна придавать носителю силу и мужество. Библейский Самсон, обладавший необыкновенной физической силой, источник которой был в его длинных волосах, нарушил заповеди назорейства и, лишившись источника своего могущества, был побеждён.

Общемировое распространение это движение получило благодаря популяризации музыки регги, в связи с чем многие думают, что оно зародилось на Ямайке в 1930 году.
Во времена правления Менгысту община растаманов подвергалась гонениям. Часть земель, выделенных императором, были конфискованы. В последнее время община восстанавливается.

Шашемэннэ и Боб Марли
Широкую известность в последние годы город получил благодаря Бобу Марли – уроженцу Ямайки популярному исполнителю регги и растаману, умершему в 1981 году в возрасте 36 лет и похороненному на Ямайке.
Марли оставил после себя большое число песен, а также огромное количество поклонников и последователей. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни".
В январе 2005 года появились сообщения, что вдова Боба Марли собирается перенести останки певца в Шашемэннэ, который считает его духовной родиной.
В начале февраля в Шашемэннэ прибыли тысячи поклонников Боба Марли на празднование 60-летия со дня рождения певца. До этого празднование проходило на Ямайке.

Шашемэннэ – Арба Минч

В городе Шашемэннэ от шоссе на Найроби на восток уходит дорога на город Арба Минч.
Через несколько часов приезжаем в город Содо – центр области Содо Зуриа (по амхарски «область большого Содо»). Город расположен в зоне Semien Omo (северная Омо) Штата Народов и Народностей Юга. Население городка 65 тыс. человек. По сравнению с Аддис-Абебой мы спустились вниз уже на 700 метров.
Содо получил статус города в 1930 году. Тогда это было небольшое поселение с субботним рынком, телефонной линией в Аддис-Абебу и еженедельным почтовым курьером.
С Содо связаны некоторые события войны с итальянцами. В сентябре 1937 года итальянские войска захватили город. В мае 1941 года английские войска освободили город, захватив в плен большое количество солдат и офицеров, а также технику и вооружение.
В области Содо Зуриа проживает народность Волайта. Раньше на этой территории располагалось королевство Волайта, которое было завоевано Императором Менеликом II в 1896 году в ходе его экспансии в области к югу от Шоа.
Однако Волайта имела автономный статус и управлялась Губернаторами, непосредственно ответственными перед королем. Это продолжалось до падения Императора Хайле Силассие в 1974 года.
Вскоре после Содо слева от дороги показывается озеро Абая (Маргерита) - крупнейшее из озер Рифтовой долины. Его площадь составляет 1160 кв. км. Вода озера Абая всегда коричневая или красно-коричневая
На озере ходит паром. Между островами поддерживается сообщение на катерах и моторных лодках. На Абае жители островов и прибрежных селений также плавают на оригинальных, самодельных лодках. Их делают из тонких (10—15 см) стволов растущей по берегам акации соке (амбату), соединяемых «гвоздями» из бамбуковых пластинок. Характерная черта лодки — высокий, загнутый, как у ладьи викингов, нос. Древесина соке чрезвычайно легкая, легче, чем знаменитая южноамериканская бальса. Однако она мягка и недолговечна. Срок жизни подобной лодки всего несколько месяцев.
Около озера Абая расположена крокодилья ферма. Обширные области на запад от озера Абайя были вырублены в 1960-х и 1970-х годах, чтобы создать механизированные фермы для выращивания хлопка и других зерновых культур.

Арба Минч
Город Арба Минч ("сорок источников" на амхарском языке) находится в западной части Рифтовой долины. Свое название город получил по источникам, в изобилии бьющим в окрестных лесах.
Это самый большой город в Южной Эфиопии, расположенный на высоте 1285 метров. Здесь живет около 72 тысяч жителей. Город состоит из двух селений. Верхний город Шеча (Shecha) - административный центр города и в 4 км нижний город Сикела (Sikela) - коммерческая и жилая часть. 
В восточной части Сикала расположен вход в Национальный парк Нечисар (Nechisar), который находится на перешейке между озерами Абая (Abaya) на севере и Чамо (Chamo) на юге.
Арба Минч является фруктовой столицей Эфиопии. Здесь выращивают манго, бананы, апельсины, яблоки, гуаву и ананасы.

Национальный парк Нечисар
Национальный парк Нечисар ("Белая трава" на амхарском языке) получил свое название в честь белой травы, которая покрывает холмистые равнины парка.
Национальный парк Нечисар был основан в 1974 году. Его площадь составляет 514 квадратных километров. Парк включает "Мост Бога" (перешеек между озерами Абая и Чамо и равнины Нечисар к востоку от озер). Здесь обитают зебры, газели Гранта, восточноафриканская антилопа Дик-дик. Северо-западный берег озера Чамо известен под названием Крокодилий рынок, где сотни крокодилов греются на солнце.

Приблизительно 15% территории парка составляют озера. Вода озера Чамо прозрачная, а часть берегов покрыты белым песком.
Большая часть парка покрыта бушем, который местами непроходим.
Леса между озерами и у реки Кулфо находятся во власти Фикуса Sycamorus высотой до 30 м. Болота в устье реки Кулфо и по берегам озера Чамо - владения рогоза узколистого (Typha angustifolia), высоких береговых трав.

Арба Минч – Консо

Область Консо
По пути в Долину Нижней Омо необходимо преодолеть горы области Консо, которая служит воротами в Долину Нижней Омо и ее племенам. Область названа по племени Консо, населяющим окрестные холмы.

Визитной карточкой области служат террасы. Местность в области Консо холмистая, поэтому местные жители научились сохранять плодородную почву, устраивая террасы на склонах холмов. Все окрестные холмы покрыты системой террас. Здесь выращивают все, что необходимо для жизни: сорго, пшеницу, ячмень, кукурузу, горох, бобы, бананы, хлопок, табак, кофе.
Вместе с деревом, который используется для построения хижин, молитвенных домов и заборов, Консо широко используют камень. Камень используется для того, чтобы размолоть зерно, заточить ножи и копья. Из камня строят дамбы и защитные стены. Вокруг деревень возведены каменные стены, защищающие от скота, наводнений и злоумышленников. Консо - единственная культура, до сих пор использующая каменные орудия труда.

Область Консо известна скульптурами Вага (waga). Когда воин или уважаемый человек умирает, в его честь вырезаются скульптуры Вага. Они размещаются по краям поля, где он был похоронен. Вокруг вага умершего устанавливают вага его жен. Также устанавливают абстрактные фигуры убитых им врагов. У его ног устанавливают фигуры убитых им животных: леопарда, льва, или крокодила. Обычно на лбу Вага вырезается фаллический символ. К сожалению, традиция установки скульптур Вага умирает из-за распространения воровства и работы миссионеров, препятствующих  традиционным верованиям местного населения. На рынках и вдоль дорог можно приобрети в качестве сувенира уменьшенную копию скульптуры Вага.

Консо очень любят музыку и используют различные музыкальные инструменты. Маленькие дети играют на трещотках. Большинство женщин и мальчиков хорошо играют на флейте. Среди мужчин популярны кирар (Kirar), музыкальный инструмент, похожий на лиру и пятиструнная дита (dita), напоминающая гитару.
Центром области является город Консо, также известный как Карати (Karati), расположенный на высоте 1650 метров на реке Саган. Местные жители занимаются пчеловодством, выращиванием хлопка, и сельским хозяйством.
Рынок проводится по понедельникам и четвергам в 2-х километрах от города вдоль дороги на Джинку.
В 17 км от дороги Консо – Джинка находится селение Гесергио, знаменитое песчаными башнями, сформированными потоками воды в обычно сухом ущелье. Это великолепное и очень необычное явление. Подобные горные формирования существуют в различных частях света. Уникальность Гесергио в том, что все это чудо полностью сделано из песка. Скопище песчаных башен отдаленно напоминают небоскребы. По этой причине Гесергио часто называют 'Нью-Йорк'.

По легенде ущелье имеет сверхъестественное происхождение. В давние времена один местный вождь обнаружил, что ночью были украдены его церемониальные барабаны. Он просил богов очистить землю в том месте, где воры спрятали барабаны. По сей день молодых Консо приводят сюда, чтобы напомнить о том, что богу не нравятся воры.

Консо - Джинка

Из Консо мы направляемся на запад в Долину нижнего Омо. Вначале дорога идет по холмистой местности, сплошь покрытой террасами. Затем дорога пересекает засушливую долину Вейто (Weyto), которая находится к западу от реки Вейто. В этой местности проживает племя Цамай, принадлежащее к семито-хамитской семье языков.

Племя Цамай
Общее количество Цамай не превышает 10 000 человек.
Цамай ведут полукочевой образ жизни. Берега реки Вейто хорошо подходят для выращивания зерновых, а также хлопка. Цамай главным образом выращивают сорго и просо.
У племени Цамай, в отличие от большинства других племен в сельской части Эфиопии, нет обычая, по которому девочка должна сохранять девственность до вступления в брак. Девочка Цамай, если желает, может иметь сексуального партнера до замужества. Однако обычаи строго запрещает девочкам рожать ребенка до брака.
Будущего мужа дочери выбирают родители. Как только родители молодых пришли к соглашению, родители жениха готовят свадебный банкет.
Хотя основной формой платы за невесту является домашний скот, принимается также мед, зерно, одежда и кофейные бобы. Чтобы купить невесту Цамай должен заготовить все это в изобилии. Из-за скудности местных ресурсов собрать калым мужчине обычно помогают его самые близкие родственники, особенно его отец и дяди. Все эти богатства платятся родителям невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы.
Во время свадебной церемонии невесту и жениха бреют и смазывают маслом их головы. С этого дня молодая пара освобождается от любого вида работ на шесть - двенадцать месяцев.
За исключением медового месяца, пары Цамай не едят вместе дома с одной тарелки.
Подобно другим племенам долины Омо, Цамай - многобрачное общество, которое следует по отеческой линии. У них запрещены браки между близкими родственниками. Традиционно разрешен брак с Бенна. Однако союз всегда имеет одно направление - женщина Цамай выходит замуж за мужчину Бенна, и никогда наоборот.
Традиционный костюм женщин Цамай состоит из кожи. Замужние женщины носят широкий кожаный передник, закрывающий ноги с обеих сторон. Незамужние носят короткую юбку с длинным v-образным кожаным передником, который закрывает только задние части ног.

Кей Афар
Кей Афар первый городок в Долине нижней Омо по дороге с севера. Большинство его жителей составляют представители племени Бена, которые носят декорированную бисером кожаную одежду, соответствующую основному их занятию - скотоводству. Девочки Бенна носят красивые юбки из козьей кожи. Для хранения воды Бенна используют высушенные тыквы (калабаши).
Жаркий и сухой климат этих мест не способствуют долголетию. Здесь редко можно встретить людей старше 45 лет. Хотя большинство молодых людей выглядят очень сильными и здоровыми.
Кей Афар знаменит своим рынком, который проходит по четвергам. Рынок проходит на большой поляне. Сюда стекаются жители окрестных деревень. Стационарные строения на поляне отсутствуют. Торговцы располагаются на земле вместе со своими товарами.

Джинка
Джинка - торговый город в южной Эфиопии. Расположен в холмистой местности на высоте 1490 метров. Другим названием этого места является Бако. Бако и Джинка расположены так близко друг к другу, что обычно упоминаются вместе. Бако - традиционное горное поселение, в то время как Джинка была основана в долине, где обустроена взлетно-посадочная полоса местного аэродрома.
В Джинке работает Исследовательский центр по изучению народов нижней Омо. По субботам в городе работает большой рынок. 
В 40 километрах к югу от Джинки расположен Национальный парк Маго, куда можно добраться по грунтовой дороге.

Национальный парк Маго

Национальный парк Маго расположен в 782 километрах к югу от Аддис-Абебы. 2162 квадратных километра этого парка разделены рекой Маго, притоком реки Омо, в две части.

Парк был основан в 1979. Его территория охватывает саванны, леса акации и болота реки Нери (Neri). Самой высокой точкой парка является гора Маго.
Самая низкая точка парка имеет высоту 400 м. над уровнем моря. На восток от нее до высоты 1 600 м поднимаются Холмы Мурси. К северу от реки Нери находятся горы с самой высокой точкой гора Маго - 2 528 м. Юго-восточная часть парка пересечена многими маленькими потоками и реками.
Офис парка расположен на берегу реки Нери в 26 километрах к юго-западу от города Джинка.
Основные ландшафты парка - реки и прибрежный лес, заболоченные места болота Маго и Озера Дипа, буш и саванны. Открытые саванны составляют 9 % территории парка.
Основная достопримечательность парка - племя Мурси, которые населяют деревни вдоль реки Омо. Племя известно тем, что женщины племени вставляют в губы глиняные или деревянные диски.

Мурси
Мурси относятся к Нило-сахарской лингвистической группе. Предки Мурси ушли на восток от традиционных мест проживания и расселились на землях между реками Омо и Маго. Численность Мурси приблизительно 6 тыс. человек. В основном занимаются сельским хозяйством и скотоводством.
Мурси живут на территории, ограниченной на западе и юге рекой Омо, на востоке рекой Маго и на севере рекой Мара. Большую часть ее составляет вулканическая равнина, имеющая уклон с востока на запад. Над равниной доминирует цепь холмов, пересекающая ее по диагонали с юго-запада на северо-восток. Холмы формируют продолжение водораздела рек Омо и Маго и достигают высоты 1666 метров на куполообразной вершине Дара. Климат здесь засушливый, с небольшим количеством осадков, уменьшающимся с севера на юг от 800 мм до 400 мм в год. Большая часть осадков выпадает в два коротких дождливых периода, первый с марта по апрель (‘большие дожди, или oiyoi на языке Мурси), другой с октября по ноябрь (‘маленькие дожди', или loru).
Омо (Warr на языке Мурси) одна из самых больших рек Эфиопии. Она течет на юг более чем 1000 км от Голубого Нила через Собатский водораздел до северного берега Озера Рудольфа (Turkana) на кенийской границе. Так как большая часть русла реки находится на высоте 2000 - 3000 м., изменение уровня реки каждый год зависит от количества осадков на Эфиопском нагорье. Уровень реки начинает повышаться в апреле или мае и достигает своего максимального уровня в августе или сентябре, когда река выходит из берегов. Достигнув максимального уровня, река быстро отступает в течение сентября и октября, когда Мурси начинают обрабатывать недавно затопленные земли.
Мурси выращивают сорго, кукурузу, собирают мед. Иногда охотятся. После создания национального парка Маго их охотничьи территории значительно сократились.
Уникальная черта Мурси, отличающая их от других племен группы Сурма - глиняные диски, вставляемые в губы женщин и церемониальные дуэли на палках. Кулоны из клыков, которые носят мужчины Мурси, являются признаком храбрости и статуса. Глубокие насечки на коже в форме подковы, которые воин Мурси делает в верхней части руки, свидетельствуют о том, что он убил врага. Шрам на правой руке означает, что был убит мужчина, на левой - женщина. Наиболее выдающиеся воины, у которых не хватает места на руках, продолжают наносить насечки на бедрах. Для большей привлекательности женщины носят тяжелые железные украшения.

История Мурси

Территория Мурси вошла в состав Эфиопии в последнее десятилетие девятнадцатого столетия, когда Император Менелик II установил контроль над юго-западной низменностью на границе с Кенией и Суданом. Это была область, населенная несколькими небольшими племенами, приспособленными к жизни в засушливом климате. Мурси возникли в результате крупномасштабной миграции скотоводов на Эфиопское нагорье. Миграция Мурси проходила тремя волнами, связанными с засухами в бассейне реки Омо.
Первая волна переселения Мурси в середине девятнадцатого столетия пересекла реку с запада на территорию, которая теперь называется Мурсилэнд.
Вторая волна переселения в 1920-ых и 1930-ых годах двигалась на север на более орошенные территории. Северной границей территории Мурси стала река Мара.
Третья волна переселения на равнины Нижней Омо началась в 1981/82 годах. При этом Мурси вошли в конфликт с племенем Aari. Граница между ними была установлена в верхней Долине Маго.
Каждое переселение начиналось с перемещения небольшой группы семей на относительно короткое расстояние на новое место на границе владений племени. Как только переселенцы обживались на новом месте, за ними следовали другие семьи. Переселение являлось реакцией на изменение условий жизни и стремлением найти и занять прохладную (lalini) землю (ba) с прибрежным лесом и хорошо орошаемые поля для выпаса скота.

Язык Мурси
Язык Мурси один из родственных языков, на которых говорят в юго-западных эфиопских пограничных областях. Он классифицируется в пределах Восточной Суданской ветви Нило-Сахарской группы языков.
До недавнего времени у Мурси не было письменности. Сейчас Мурси используют орфографию на основе амхарской и латинской письменности. Орфография на основе амхарского языка была разработана в 1987 году. Орфография на основе латыни разрабатывается в настоящее время сотрудниками университета Аддис-Абебы.

Источники существования
Мурси обрабатывают землю и занимаются скотоводством. Продукты земледелия составляют более половины их рациона, в то время как скот служит источником молока и мяса. Кроме того, мясо составляет стратегический резерв племени на случай неурожая. В этом случае скот меняют на зерно у жителей горных районов. Главной агрокультурой является сорго, которое очень стойко к засухе. Также Мурси выращивают кукурузу, бобы и горох. Из-за относительно небольшого количества скота, низкого и непредсказуемого количества осадков, а также ежегодного колебания уровня воды в реках Омо и Маго, Мурси должны постоянно чередовать все свои занятия путем сложного цикла сезонных миграций.
Мурси собирают два урожая в год, один вдоль берегов двух постоянных рек, Омо и Маго, где ежегодные наводнения откладывают плодородный ил, и один в лесной области в стороне от берегов рек, которые расчищаются под посадки. Земля по берегам рек - самый ценный сельскохозяйственный ресурс, которым обладают Мурси. Места, подверженные затоплению, находятся на обоих берегах рек. В период между октябрем и февралем, когда большая часть племени находится в Омо, скот пасется в саванне. В это время долина Элма особенно важна для племени, потому там нет мух це-це и воду можно найти во многих местах, даже в разгар сухого сезона.


Tags: Африка, Долина Омо, Эфиопия, путеводитель, путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments